Мария Монтессори – педагог с мировым именем

Home / О методе Монтессори / Мария Монтессори – педагог с мировым именем

История педагогики сохранила сотни имен, но по паль­цам одной руки можно пересчитать реальные школы, со­хранившиеся после смерти авторов. Известный итальянский педагог Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только по­тому, что многие ее прозрения нашли научное подтверж­дение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Ее система строилась не один день. Она дружила с ос­нователем генетической психологии Жаном Пиаже (неко­торое время он лично возглавлял Монтессори-общество Женевы), переписывалась с детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологи­ческий смысл и понимает под ней прежде всего независи­мость.

Мария Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по сис­теме Монтессори работают во всем мире.

В этой книге Марии Монтессори подробно рассказывает о том, каким путем шла она к созданию своего метода. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого – только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специаль­ная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.

На протяжении всей книги звучит тревожный голос Марии Монтессори, кото­рая, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети-другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

Мария Монтессори

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умерла в 1952 году в Голландии. Между этими двумя датами пролегла дорога ее жизни, полная философского смысла, великих педагогических открытий, побед и потерь, дорога неоконченной борьбы за права ребенка. Она была первой женщиной- врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка». Тот самый, о котором позднее напишет свой уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики».

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей открыть «феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной обстановке.

На основе многолетних наблюдений М. Монтессори делает вывод о том, что существует совершенно определенное число материалов, достаточных для культурного развития детей. Фундаментальным является требование иметь в классе только один образец данного типа. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях культуры. Это материалы для освоения навыков обыденной жизни, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи, письма и чтения, математических способностей. Большая часть материалов служит «космическому воспитанию», то есть становлению самосознания и мировосприятия.

Подготовленная среда учитывает моторные потребности ребенка. Она как бы подталкивает его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания. Казалось бы, чего проще — взять с полки поднос со стеклянными кувшинчиками, наполненными водой, и перенести его на свой рабочий стол. Но в этих нескольких шагах как раз и содержится развитие движений и внимания, составляющих основу саморазвития.

Ребенок с его индивидуальными и социально-эмоциональными потребностями всегда находился в центре ее внимания. Она видела в нем мощные созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности.

Ребенок свободен в подготовленной среде. Дидактические материалы для него лишь ключ к миру. С их помощью он упорядочивает ум, учится осознавать пока еще хаотичные представления, врастает в культуру и современную цивилизацию, на собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Смею утверждать, что педагогика Марии Монтессори обращена к нашим современникам: родителям, учителям, воспитателям.

«Мой метод, — пишет Мария Монтессори, — привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать понимать детей, работать для защиты их прав —это и есть моя цель… Ребенок — человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, — все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую хотелось бы заполнить».