Основные принципы метода Монтессори

Home / О методе Монтессори / Основные принципы метода Монтессори

Свобода выбора

Ребенок сам выбирает материал из всего разнообразия среды, он может сам решать когда его взять и как долго с ним заниматься.

Роль взрослого должна быть минимальной. «Помоги мне сделать самому!» – вот главный девиз методики.

Тем самым ребенок учится прислушиваться к своему ритму развития, той самой природе, которая движет любым ребенком на пути его жизненного становления. Он проявляет инициативность, несет ответственность за свой выбор.

Специально подготовленная среда

Среда представляет собой специально подобранный дидактический материал с четкой логикой построения. В этом материале присутствуют все необходимые компоненты для разностороннего развития ребенка в зависимости от его возраста и сензитивных периодов.

Таким образом ребенок приходя в среду может выбрать действительно то, что ему нужно в данный момент, реализовывая свою программу всестороннего развития.

Еще один важный момент – все материалы представлены в единственном варианте, второго такого материала в среде нет. И если ребенок хочет взять материал, которым уже занимается кто-то другой, ему придется подождать.

Тем самым ребенок учится терпению столь необходимому в нашей жизни.

Контроль ошибок

В каждой материале заложен контроль ошибок. Т.е ребенок самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого (принцип безоценочности) может проверить правильность выполнения и при необходимости исправить ошибку.

Это позволяет развивать не только инициативность, но и позитивную самооценку, реально оценивать свои силы, заниматься тем, чем хочется «не по указке», а потому что действительно есть желание.

Наличие правил в среде

В Монтессори среде наряду со свободами:
  • Выбор деятельности;
  • Выбор способа работы;
  • Выбор продолжительности работы;
  • Выбор партнера;
  • Выбор в общении;
  • Выбор места работы.

Существуют и свои правила:

  • Не мешать другим (соблюдать тишину, не бегать и не кричать, для этого есть специальное место и время);
  • Работать можно за столиками или на специальных ковриках;
  • Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Нельзя без разрешения влазить в деятельность другого ребенка;
  • Поработал, убери на то место, где стоял материал и в том виде, в котором брал;
  • Материал должен использоваться по назначению.

Ребенок учится:

  • Порядку как в пространстве, так и в собственным мыслях;
  • Доводить начатое до конца;
  • Делать выбор и обустраивать свое рабочее пространство;
  • Прислушиваться к желаниям других людей.

Все это помогает как развитию самодисциплины, так и понимаю и принятию общественных норм и правил.

Наставник (монтессори-педагог)

Роль педагога внешне кажется малозначительной и малозаметной. Он стоит, смотрит, что-то фиксирует, не проявляя никаких активных действий, к которым мы привыкли в традиционном обучении.Но это только на первый взгляд. Насколько наблюдателен и психологически компетентен педагог зависит адекватная помощь ребенку. Он должен хорошо знать презентации материала и должен во время показать ребенку эту презентацию, чтобы в дальнейшем он смог работать самостоятельно.

В работу ребенка педагог имеет право вмешиваться только если нарушаются основные правила (угрожает жизни и здоровью самому ребенку или другому ребенку).

Правильные и своевременные презентации помогаю ребенку быстро и эффективно освоить материал. А значит развить память, логику, умение работать по образцу, научиться максимально концентрировать свое внимание на интересующем материале.

Разновозрастность группы

В каждой группе Монтессори должны быть дети разного возраста, потому что и в жизни мы не встречаемся с людьми только одного возраста.

Используя это принцип мы как нельзя лучше развиваем социальные навыки у наших детей. Младшие учатся у старших, старшие помогают младшим. Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу, формируется чувство взаимопомощи, ответственности.

Многочисленность группы

«Если в классе много детей, различия их характеров выявляются лучше, опыт более разнообразен. Если же детей мало, то картина будет совершенно иной. Именно опыт общения совершенствует ребенка» – М. Монтессори.

Отсутствие соревнования между детьми

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому нет смысла сравнивать его с другим ребенком. Мы можем только проводить периодическую диагностику достижений ребенка относительно его самого.Это позволяет ребенку развивать позитивную самооценку и уверенность в себе.