Сравнение методов Монтессори-группы и традиционного садика
Традиционное обучение и Монтессори-метод
При изучении рабочих программ, рекомендованных для использования в школе, мы сразу замечаем их скудость и недалёкость. Обучение сегодня унижает. Оно порождает комплекс неполноценности и искусственно занижает способности человека. Сама его организация устанавливает границы знаний намного ниже естественного уровня. Оно дает человеку костыли, в то время как он мог бы бежать со всех ног. Это обучение, ориентированное на слабые способности человека, а не на сильные.
В этом заключается разница между старым и новым образованием. Мы хотим помочь естественному самоформированию человека в нужное время, чтобы человечество могло идти вперед к чему-то великому. Общество возвело стены и барьеры. Новое образование должно их разрушить, открывая чистый горизонт. Новое образование – это революция, но революция без насилия. Это мирная революция. Если она победит, насильственные революции станут невозможными.
(Мария Монтессори «Разум ребёнка»,
глава 20: Построение характера – личное достижение ребёнка)
Сравнение методов Монтессори-группы и традиционного садика
Монтессори группа | Традиционный сад |
---|---|
Возрастная разница – 3 года | Все одного возраста |
Мотивация на саморазвитие | Мотивация воспитателя |
Нет «начальных» и «старших» групп | Группы строго по возрасту |
Самокорректирующий материал | Контроль со стороны воспитателя |
Дети познают Мир | Воспитатель рассказывает о Мире |
В основном, индивидуальное обучение | В основном, групповое обучение |
Педагог является наблюдателем, влияя на ребёнка через развивающую среду | Воспитатель является центральной фигурой, оказывающей доминирующее влияние |
Активный двигательный режим | Статичное положение за партой |
Длительность занятия до двух-трёх часов | Занятие 45 минут |
Свобода коммуникации | Можно говорить только с разрешения учителя |
В группе развивающая среда | Группа со столами и игрушками |
Свобода выбора вида деятельности | Расписание занятий, все занимаются одним делом |
Использование материалов после презентации строго по назначению | Использование игрушек не только по назначению и без предварительной инструкции |
Радость открытия нового в свободной работе | Работа по расписанию |
Окружающая обстановка предусматривает дисциплину | Воспитатель «держит» дисциплину |
Дети помогают друг другу | Дети ищут помощи у воспитателя |
Свобода выбора материала | Воспитатель придерживается программы |
Свобода установки темпа работы | Воспитатель задает темп урока |
Среда способствует развитию ребенка | Воспитатель направляет ребёнка |
Реальная картина жизни | Много ролевых игр и фантазий |
Ребёнок предусматривает собственные стимулы к обучению | Воспитатель стимулирует ребёнка |
Самообразование через самостоятельное исправление ошибок | Использование вознаграждений и наказаний в мотивации |
Учитываются сензитивные периоды в развитии ребёнка | Ко всем детям относятся одинаково |